|
|
Что же такое "Портфолио"?
Определение портфолио
Термин "портфолио" пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т. д. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом формате, так и в электронном виде. Это придает портфолио упорядоченность в пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и т.д. Внешне портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, портфелей, то есть предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании – удобство хранения.
Существуют различные подходы к определению понятия "портфолио":
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных школьником результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого школьника к процессу и результатам обучения.
Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.
Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.
Описание портфолио
Основной смысл портфолио – "показать все, на что ты способен". Педагогическая философия портфолио, выраженная в формуле "Возьми ответственность за свое образование в свои руки", предполагает:
Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
Интеграцию количественной и качественной оценок результатов деятельности ученика;
Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку обучающихся.
Назначение портфолио
Несмотря на различные подходы к определению дефиниции, можно отметить, что портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, а также рассматривается именно как инструмент самоанализа и постановки целей различных видов деятельности. Даже в младшем школьном возрасте ребенок может осознавать, что, участвуя в конкурсе, он может получить красивый диплом, который потом можно включить в свою папку личных достижений. Следовательно, у него непроизвольно формулируется цель – показать максимальный результат. И не так важно, что стимул пока лишь красивый бланк, главное – он начинает осознавать взаимосвязь между своей целью и результатом.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Задачи портфолио
Имея конкретную цель, не трудно будет сформулировать и те задачи, решая которые мы будем выполнять цель:
1. Чётко определить интересующие области и сферы деятельности.
2. Создавая соответствующий пункт портфолио, описать их и раскрыть суть занятия.
3. Собрать все грамоты, дипломы и сертификаты, подтверждающие конкретные достижения.
4. По показателям сформировать графики, опираясь на которые можно будет определять траекторию движения.
5. Доказать активность в соответствующих сферах.
6. Систематизировать "знания" и "незнания", "умения" и "неумения" и на соответствии содержания портфолио сделать вывод.
|
|
|
|